Газета "Dанkор" №16, 17/04/2002

Фестиваль европейского уровня: здесь и там

- В Европе весна - традиционное время музыкальных фестивалей. "Будапештский весенний фестиваль", "Пражская весна", "Петербургская музыкальная весна"... И в этом мы похожи на Европу: в Сумах тоже есть весенний музыкальный фестиваль.

Нас частенько пичкают предвыборными шоу звезд и дешевыми "шароварными" концертами. Мы привыкаем к этому и повторяем, как заклинание: "Сумы - это болото, здесь ничего хорошего нет, потому что все, кто мог что-то сделать, уже уехали".

Между тем в Сумах проходят культурные мероприятия, ничем не хуже европейских. О том, чем
отличается наш фестиваль от их, рассказывает Орест Коваль,


организатор фестиваля классической и камерной музыки "Органум", проходившего в Сумах на прошлой неделе.

Факты

- Первый "Органум" состоялся в 1993-м году. Вначале он проходил дважды в год. С 1995-го по 1999-й фестиваля не было. С 1999-го года из-за недостатка средств на "Органуме" почти нет зарубежных исполнителей.

Кто организует фестивали там

- Большинство музыкальных фестивалей за рубежом негосударственные: есть общественные неприбыльные организации и группы энтузиастов, которые устраивают такие мероприятия. Многие из них существуют при поддержке государства. Недавно на одной пресс-конференции выступали австрийцы. Мы спросили их: "Что было бы, если бы государство лишило вас финансовой
поддержки?" Они ответили, что не знали бы, что делать. Мы рассмеялись, потому что делаем это без финансовой поддержки со стороны государства.

Факты

- Известный на весь мир Зальцбургский фестиваль существует с 1920 года. Австрийцы ведут отсчет истории фестиваля с 1917 года, когда в Вене при участии Макса Рейнхардта и Рихарда Штрауса было основано общество, задавшееся целью создать в провинциальном Зальцбурге
музыкальный фестиваль и тем самым придать блеск родному городу Моцарта. На Зальцбургском фестивале - самая элитарная публика и самые высокие цены на билеты (до 2000$).

Не менее знаменит Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Первый фестиваль организовал 126 лет назад сам Рихард Вагнер. После смерти композитора руководили фестивалем его родственники. Байрейтский фестиваль долго был семейным предприятием Вагнеров. В 1973 году произошло его частичное "огосударствление". В обмен на предоставление государственных субсидий внук композитора согласился с учреждением руководящего фестивалем органа, в который теперь входят и представители власти. Всего на концерты фестиваля продается около 50 тысяч билетов. Цена скромная (25$ - около 150 марок), но получить билет практически невозможно: ежегодно в Байрейт поступает до полумиллиона заявок, то есть удовлетворяется лишь каждая десятая.

Кто организует фестивали у нас

- Фестивали "Бахфест" и "Органум" организованы ассоциацией "Органум", являющейся общественной. Многие думают, что они частные - "Орест-фест" или "Орест приглашает друзей". Но это значило бы, что у Ореста достаточно средств, чтоб пригласить друзей. На самом деле
эти фестивали не могут быть частными, потому что организованы не на мои деньги. Это можно назвать частной инициативой. Мне хочется делать это для людей. Это не зарабатывание денег - это моя гражданская позиция.

Европейский уровень?

- Меня часто спрашивают: "На каком уровне проходит фестиваль? Наверное, на более высоком, чем раньше?" А я-то знаю, что на том же уровне, что и первый, и второй. Может быть, приглашать артистов стало легче.

Мнение

Анатолий Лозовский,
пианист, преподаватель Донецкой консерватории, участник "Органума-2002":

- Сейчас уровень фестивалей зависит от финансирования, поэтому если есть большие деньги, то можно пригласить хоть Стиви Вандера. То, что делает Коваль... Это большая удача, что в Сумах живет такой человек. Главное, что это происходит регулярно и что приезжают разные исполнители.

Уровень "Органума" вполне можно сравнить с зарубежными фестивалями. Я не могу отметить никаких недостатков: нас встречают великолепно, мы живем в лучшей гостинице. Это приличный уровень, поверьте мне. Но, конечно, нужно сравнивать не фестивали, а жизнь там и здесь. Ведь все зависит не от уровня фестиваля, а от общего уровня культуры и жизни. От экономики. Поэтому нужно говорить не столько о музыке, сколько о политике.

Прогноз

- Уровень фестиваля - это оргпотенциал плюс финансирование. Если б было и то и другое, то можно было бы говорить о развитии. Сейчас нужно искать новые источники финансирования. Но мне кажется, что таких возможностей становится все меньше. Бизнесменов много, но все равно приходится выступать просителем, а не тем, кто предлагает. У нас очень немногие для этого созрели.

Владимир ДУБИНИН

Все права защищены © 1998-2000 Dанkор
При использовании материалов ссылка на www.dancor.sumy.ua обязательна

* * *

 

Газета "Ваш шанс", №16, 17/04/2002

И все равно хорошо

«Органум» без органа

В минувшее воскресенье концертом ансамбля старинной музыки из Киева SILVA RERUM закончился 9-й по счету фестиваль «Органум», который организует известный музыкант и продюсер ОРЕСТ КОВАЛЬ.


Надо сказать, что среди зрителей витали слухи один другого страшнее — о судьбе органного зала и фестивалей классической музыки в нашем городе. Дабы расставить все по своим местам, мы обратились к Оресту Романовичу, чтобы он рассказал, как все обстоит на самом деле.
Оказалось, что конфликта с церковными властями нет, и если бы возникла необходимость задействовать зал собора по ул. Дзержинского, то никаких проблем по этому поводу не возникло бы. Но, увы, проблем во время организации самого фестиваля оказалось более чем достаточно — только отсутствие средств стало причиной того, что было приглашено так мало музы-кантов и состоялось всего 4 концерта.


Кстати, поклонники органной музыки могут быть спокойны: они насладятся звучанием любимого инструмента, но только несколько позже — осенью, во время «Бах-феста». В том, что он состоится, мы практически уверены, особенно после беседы с О.Ковалем, который полагает, что трудности в организации «Органума» вызваны только синдромом начала года — раскачиваются еще люди.
Теперь подведем микроитоги фестиваля состоявшегося. Открытием и потрясением подавляющее большинство опрошенных назвали выступление сопилочника из Львова Олега Довгаля. Не часто искушенная публика в своих оценках обращается к словосочетанию «гениальный музыкант» — на этот раз все именно так.
Самым популярным, то есть мно-гочисленным, оказался «Вечер джаза», где играли Анатолий Лозовский, Владимир Денежный и сумская рок-группа «Арамис». Во время этого концерта гости из Донецка привычно потрясли нас своим мастерством и яркими импровизациями. Казалось бы, хорошо известен сумчанам Анатолий Лозовский, но каждое его выступление просто как бальзам на сердце всего джазолюбивого населения города.
И еще один приятный сюрприз. Знаменитый барабанщик Александр Грицина — запел! Чем вызвал обильные аплодисменты и всеобщее оживление в зале. Единствен-ное, что несколько омрачило впечатление от концерта, — джем-сейшн получился ну очень коротким.
Так что 9-й «Органум» (хоть и без органа) безусловно порадовал меломанов нашего города. За что организаторам фестиваля огромное человеческое и меломанское спасибо.

Дмитрий ВИДОВИЧ

* * *

 

Газета "Панорама" №16, 17/04/2002

 

Барокко и децибелы

Традиционный фестиваль классической музыки «Огganum» в этом году снова состоялся в нашем городе. На этот раз программа была сравнительно невелика: четыре концерта, проходившие в зале областной филармонии 7,10,11 и 14 апреля. Но, по мнению многих зрителей, посетивших все концерты, уровень фестиваля вполне соответствовал установленной в прошлые годы планке. В качестве организаторов в афише значатся Управление культуры областной госадминистрации, Национальный всеукраинский музыкальный союз, Сумская областная филармония, Центр искусств «Собор» и ассоциация «Органум». Здесь же назван поименно солидный отряд спонсоров.

Первый концерт - выступление салон-ансамбля «Коллекция Разумовских». В репертуаре музыка ХVIII-XIХ вв. (В Киеве сохранилась редчайшая нотная библиотека графов Разумовских, содержащая произведения малоизвестные, которые у нас не исполнялись. Ветхие листы нельзя было копировать на ксероксе, поэтому, чтобы попытаться оживить старую музыку, ноты пришлось переписывать вручную). В ансамбле две скрипки и бас. Партию баса исполнял фагот, как это было принято в XVIII веке.

Второй концерт начал гитарист из Киева Александр Карацюба, а продолжили львовяне Олег Довгаль (сопилка) и Виктория Парова (фортепиано). Во Львове существует целая школа сопилкарей-энтузиастов, которые хотят максимально раскрыть возможности этого инструмента. Сопилка играет классику, что для многих оказалось сюрпризом.

Третий концерт, можно сказать, заглушил все предыдущие децибелами, он же оказал-ся самым аншлаговым. Звучал джаз, поэтому и «общее лицо» зала оказалось несколько иным, менее «классически-филармоническим». Слушали с посвистыванием, повизгиванием и подтанцовкой. Первое отделение — сумской джаз рок-ансамбль «Агаmis» под руководством Владимира Прихожая — три блока джазо-вых композиций, все «нон-стоп», к восторгу публики. Но, несмотря на этот всеобщий восторг, один из слушателей заметил: «Они децибелами заглушают сами себя».
Во втором отделении появились гости из Донецка — Анатолий Лозовский (фортепиано) и Владимир Денежный (бас-гитара). Восторг «разогретой» публики перешел в бурное ликование. Когда все закончилось, музыкантам пришлось дать около сотни автографов. Анатолий Лозовский после концерта сказал: «Из зала идет мощная энергетическая отдача, чувствуется контакт со слушателем. Будучи в Сумах не впервые, он заметил также, что наша публика стала заметно непосредственней, раскрепощенней.

Накануне заключительного концерта ансамбля из Киева «SILVA RERUM» мы побеседовали с продюсером фестиваля Орестом Ковалем. О предстоящем концерте он сказал:
- Эти люди, наверное, единственные в Украине, кто глубоко и наиболее последовательно изучает музыку ренессанса и барокко.


г.: Вы могли бы сравнить «SILVA RERUM» с *Коллекцией Разумовских»?


- Вторые играют интересно, но не более того. Но бывает иначе. Скрипач Андрей Степенко из «SILVA RERUM» сказал однажды: «Я хочу музыкой говорить с людьми». Это ему удается. Вообще, я рад, что Татьяна Трегуб, которая бывала у нас и раньше, теперь приехала со своим ансамблем. Кстати, изданная у нас книга австрийского музыканта Николаев Харнонкурта (в феврале ее презентовали в зале областной филармонии) называется <Музика як мова звуков». То есть музыка - обращение, выражение души, а не набор нот, В книге много нового говорится о музыке барокко.


г.: Не считаете ли вы третий, джазовый концерт «гвоздем» фестиваля, хотя бы из-за количества публики?


- Концерты разноплановые, но равноценные. Музыка раз-ная, а исполнительский уровень один. Завершают фестиваль наиболее глубокие исполнители. Вообще, для барокко, как я заметил, сумская публика не потеряна, ситуация «нагрета» предыдущими фестивалями. А децибелы... Они загрубляют душу, нам это не нужно, мы и так грубые. Заметили, сейчас в каждой «маршрутке» - дискотека!

В фойе филармонии - скромная, но красноречивая выставка: афиши всех фестивалей классической музыки, проходивших в Сумах с 1993 г. Обширная музыкальная история.

 

Алексей СИКОРСКИЙ

* * *


 

тЕКФЙОЗ@Mail.ru