Газета "Dанkор" №48, 27/11/2002

"Bach-fest": 10 лет без нового поколения?

Вот уже 10 лет в Cумах проходят фестивали классической музыки, которые организует Орест Коваль, - "Bach-fest" и "Organum". Некоторые культурологи утверждают, что этого времени достаточно, чтобы воспитать поколение слушателей.

"За 10 лет в Cумах наших фестивалей публика в Сумах в известной мере воспиталась, – говорит Орест Романович, - и можно говорить о появлении нового поколения слушателей.

Фактор пропаганды

- Чтоб воспитать любовь к той или иной музыке, ею нужно заниматься с детского сада, это должно стать базовой ценностью.
А для этого нужно пропагандировать классическое искусство. И каждое общество занимается пропагандой. Но у нас сейчас главным образом деньги влияют на то, что пропагандировать. Люди хотят побольше заработать, поэтому пропагандируется то, что приносит больше денег.
Мы живем в трудное время, но все страны через это прошли. Мы говорим: вот, культура в Америке... Но у них тоже были бандиты, разборки, была популярна гангстерская романтика.

Фактор воспитания

- Большая часть нынешнего поколения слушателей воспитана на поп-музыке. Но она направлена на зарабатывание денег, а не воспитание. В развитых странах классикой тоже зарабатывают, но там это тоже не массовый вид искусства. Ходить на такие концерты престижно. У нас среди состоятельных людей это пока не стало престижным. Ведь не секрет, что многие сегодня состоятельные вчера только "вылезли из кустов" и их интересует то, о чем кричит реклама.
В России когда-то было так называемое "подлое сословие" - сфера обслуживания: лакеи, прачки, ямщики... И называлось оно так не потому, что люди были подлые, а потому, что их сознание формировала фраза "Чего изволите?" Потом многие из тех, кто был ничем, стали всем, и это тоже повлияло на общество, на уровень культуры. Такие люди до сих пор, к сожалению, влияют на ситуацию.
Хотя я замечаю, что сегодня многие состоятельные люди стараются приобщить своих детей к искусству, отдают их в разные студии. Это отрадно, потому что такие родители думают о будущем своих детей. Сегодня многие люди, даже среднего достатка, помогают в проведении "Bach-festa", за что я очень благодарен. Эти граждане понимают, что нужно помогать потому, что они здесь живут и воспитывают своих детей.

Николай Гобдыч, художественный руководитель камерного хора «Киев» – участника «Bach-fest’a-2002» – вносит свою лепту в воспитание слушателей: он считает, что зарабатывать за счет дорогих билетов в Украине – аморально. Зарабатывают они за границей. Во время выступления хора «Киев» сумчане почувствовали, что, имея такое искусство, не стыдно быть украинцем.

Фактор престижа

- За 10 лет наших фестивалей аудитория не поменялась: на концерты ходит примерно 2000 сумчан. Я думаю, что дети, которые ходили на первые фестивали, выросли с каким-то теплом в душе. Они и составляют ту аудиторию, которая, занимаясь, например, бизнесом, будет делать это иначе, чем те, кто локтями расчищает пространство вокруг себя.
Я бы разделил фестивальную аудиторию на три группы. Первая - дети, которые занимаются музыкой, ученики музшкол, студенты, преподаватели вузов. Вторая категория - это те, кто привык к таким концертам. Третья - состоятельные люди. К ним относятся и меценаты. Некоторые ходят на концерты часто, некоторые не очень. Иногда их места пустуют потому, что просто не было времени прийти.
Именно к этой категории приложимо понятие престижа. Эти граждане, по роду деятельности бывая за рубежом, видят, что там люди такого уровня ходят на концерты классической музыки. Поэтому тоже стали ходить и поддерживать.

Фактор потребности

- Но кроме престижности, есть еще потребность души. Артисты, которые приезжают сюда, удивлены тем, что у нас много молодежи на концертах. На Западе ходят потому, что престижно, а у нас потому, что есть потребность.
Но потребность воспитывается. Сначала преподаватели рекомендуют детям прийти на концерт, просто берут за руку и приводят. Постепенно у детей вырабатывается потребность.
Сказать, что на этих фестивалях выросло поколение, пока нельзя, но, что аудитория увеличилась, можно. А эта аудитория по крайней мере часть поколения. Люди начинают разбираться в стилистике исполнения, в том, что, кроме хорошей музыки, есть еще и "правильность" исполнения, которое не просто волнует душу, но влияет на личность и формирует ее. А просто эмоционального исполнения недостаточно.

Владимир ДУБИНИН

Все права защищены © 1998-2000 Dанkор
При использовании материалов ссылка на www.dancor.sumy.ua обязательна

* * *

 

Газета "Ваш шанс", №47, 20/11/2002

Кульминацией "Бах-феста" стал концерт камерного хора "Киев"

Шесть незабываемых вечеров в филармонии

По видимому, учитьівая неторопливьій ритм жизни нашего провинциального города, организаторьі "Бах-феста" в зтот раз решили растянуть его по времени. Если прежде сумчане получали массированньїй змоциональньїй удар в течение недели то шесть музьїкальньїх вечеров недавнего фестиваля бьіли распределеньї на цельїй месяц. Благодаря зтому зрители имели возможность переварить полученньїе впечатления и даже соскучиться по новым. Таким образом нынешняя концепция "Бах-феста" позволила избежать неминуемой в подобных акциях "скороговорки" и взять крупным планом всех исполнителей. Ведь каждый приглашенный Орестом Ковалем, без сомнения, был этого достоин.

Открыли фестиваль гости из Белоруссии – скрипач Вячеслав Зеленин и пианистка Ирина Невская. В концертной программе минчан преобладали произведения И.С.Баха и его современников. Следующий музыкальный вечер был посвящен знакомству с одесскими музыкантами: Любовью Соловьевой (виолончель), Светланой Шерен (фортепиано) и Александром Стрюком (баритон). Среди участников праздника вновь был наш земляк, любимец сумской публики гитарист и компо-зитор Юрий Фомин. В недавнем прошлом солист Сумской филармонии, сегодня он столичный музыкант.

Эстафету "Бах-феста" подхватил киевский вокальный ансамбль "Музыкальные ассамблеи" в составе Жанны Гончаренко (сопрано), Ольги Гавриловой (сопрано), Анны Стояновой (альт), Максима Ефимчука (тенор) и Дениса Подьячего (бас). Программа этого концерта состояла из произведений духовной и светской музыки эпохи барокко. С особым нетерпением и интересом сумчане ждали выступления квинтета сопилкарей из Львова. Классические произведения, исполняемые на народных инструментах, звучат необычно и удивительно красиво, что определяет неизменный успех выступлений этого коллектива. Кульминацией фестиваля стал широко известный камерный хор "Киев" под руководством Николая Гобдича. По счастливому стечению обстоятельств, именно сейчас он продолжает всеукраинское турне. Из 29 планируемых городов Сумы стали 19-м, услышавшим программу в исполнении замечательного коллектива. Столичные музыканты не стали утомлять публику исключительно академическими произведениями духовной музыки украинских композиторов, а предложили сумчанам программу адаптированную. Во втором отделении концерта звучали, в основном, народные песни в авторских обработках с элементами театрализации, а также оригинальные музыкальные номера в сопровождении ударных инструментов. Один из них – "Косари" – был исполнен на косах (тех, которыми косят). Но в зале с уникальными акустическими свойствами даже столь причудливые инструменты звучали отменно.

Хотелось бы от всей души поблагодарить Ореста Романовича за прекрасные праздники живой музыки, которыми неизменно становятся для сумчан концерты традиционного "Бах-феста". А еще - всех участников и спонсоров фестиваля, чья помощь и поддержка не дают зачахнуть фестивальной жизни нашего города, позволяют всем сумчанам приобщиться к сокровищам мировой музыкальной культуры..

Елизавета НОВИКОВА



 

тЕКФЙОЗ@Mail.ru