Газета "Ваш шанс " N43 от 28.10.2009

Эпоха барокко в Сумах

Уникальные исполнители нынешнего сезона пообещали непременно вернуться к нашей уникальной публике

Минувшая неделя в нашем городе прошла под знаком музыки, и прежде всего музыки барокко. Сумской Бах-фест благодаря неутомимости организаторов, щедрости и пониманию меценатов и спонсоров и вопреки всем экономическим «негараздам» в нашей стране набирает силу в количественном и качественном отношении и становится все более популярным как среди сумских зрителей, так и среди приезжающих музыкантов. И это прекрасно!

Ибо отрадно видеть аншлаг, ощущать мощь аплодисментов переполненного зала (заметим, роскошного зала областной филармонии), слушать хороших музыкантов из разных точек Земного шара. На сей раз это были Йоганн Труммер из Австрии, камерные ансамбли из Швеции и России, клавесинистка Елена Чупахина из Санкт-Петербурга и, конечно же, киевские и наши, местные музыканты. Следует отметить, что отличительной особенностью этого фестиваля было невероятное количество скрипачей (Кирилл Стеценко, г.Киев; Назар Кожухарь, г.Москва; Игорь Полесский, г.Шостка; а также солисты камерных ансамблей Киева, Новосибирска и Швеции). Другой особенностью стало по-настоящему королевское шествие ренессансной и барокковой музыки.

Первая встреча с музыкой ХVI-ХVIII столетий состоялась на концерте камерного ансамбля Perola Barocca из Киева. Молодой коллектив сумел настроить уши и души слушателей на правильное восприятие музыки Куперена, Люлли, Фрескобальди, Уччеллини. Музыканты перенесли сумчан в другую эпоху, в другую эстетику. И уши современников, привыкшие к грохоту цивилизации, к чрезмерной экспрессивности нынешнего бытия, с удивлением улавливали нежность, бархатистость, сдержанность и спокойствие, гармоничную пульсацию жизни давно ушедших веков. Дополнила яркость впечатления солистка-вокалистка Наталья Хмелевская, исполнившая в такой же барокковой манере итальянские канцонетты и шуточные песни. Приятно было узнать, что в этом году наши соотечественники были отобраны (из 55 европейских коллективов!) и с успехом выступили на престижном Международном фестивале старинной музыки в Нидерландах (г.Утрехт).

Вторая встреча с эпохой барокко и с профессионалами высокого класса, а именно с солистом Московской филармонии Назаром Кожухарем (скрипка) и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Еленой Чупахиной (клавесин) была в субботу. Сумчане имели возможность послушать редко исполняемые произведения И.С.Баха (авторство некоторых из них оспаривается), понежиться в обволакивающих, тембристых и одновременно звонко-полетных звуках барокковой скрипки (с жильными струнами), настроенной, кстати, ниже, чем полагается (не по камертоновому «ля»), оттого непривычно и особенно загадочно звучащей. А также подивиться столичному шарму, умению держаться на сцене, фантастическому владению инструментом и не усомниться в том, что в мире лучшего академического музыкального образования, чем дают Московская и С.-Петербургская консерватории, пока еще нет.

Магия шведов и сибиряков

Третья встреча с музыкой эпохи барокко и Ренессанса состоялась в воскресенье и оказалась настоящей изюминкой фестиваля. Универсальные музыканты из Швеции (муж и жена Ута Гедике и Пер Маттссон) и камерный ансамбль старинной музыки Новосибирской филармонии Insula Magica («Волшебный остров»), совместно выступающие и колесящие по просторам России и Европы более 10 лет, своим чарующим искусством заворожили и очаровали зрителей. Каждый смог побывать на поле битвы под Полтавой и с помощью музыки (подлинных российских и шведских военных маршей XVIII столетия, звучавших непосредственно на полях сражений) и пояснений музыкантов - представить и ощутить стройную громаду военных рядов Карла ХII и русскую мощь полков Петра I. Услышав грозное звучание войны и русские плачи- стенания матерей и жен, отправляющих своих мужчин на смерть ради защиты Отечества, сполна проникнувшись трагизмом и патриотизмом, сумчане окунулись и в мирные звуки, извлекаемые из множества копий старинных инструментов (таковых в коллективе более 50). Это и скрипки, и виолы, и виолы да гамба, блок-флейты и рожки, шалмеи и колесные лиры, готические арфы, спинеты и т.д. А удивительные голоса самих исполнителей!.. Оказывается, эти люди - универсальные музыканты (особенно поразили шведы) соблюдают кодекс средневековых трубадуров. Последние, как известно, помимо соблюдения высоких морально-этических принципов должны были владеть не менее чем 9 (!) инструментами, сочинять и декламировать стихи, петь, танцевать, участвовать в спектаклях и т.д. Услышанное сумчанами многообразие тембров, сочетаний инструментов и голосов вместе с мягкостью, обертоновостью и целостной красотой было понятно современникам и отзывалось где-то глубоко в сердце каждого. И этому есть объяснение. Сработала генетическая память. Ведь наши предки пели эти канты и псальмы, слышали эти рожки и флейты. Мы просто вспомнили. И признали простую и понятную, идущую от сердца музыку, в которой говорится о любви, о жизни, о человеческой природе, которая (к сожалению или к счастью?) с веками не меняется.

Нельзя не сказать и об авторе большинства представленных старинных инструментов. Это житель Ужгорода, уже известный в Украине и за рубежом мастер Степан Тихоненко. Благодаря его напористости, труду и таланту сумчане смогли увидеть старинные диковинки и с их помощью перенестись во времени. Интересно, что по образованию Степан и не музыкант, и не столяр-краснодеревщик, как думали многие, - а врач-педиатр! Он учился делать виолы у одного из известных австрийских скрипичных мастеров и говорит, что в полной мере понимает, как работали Амати, Гварнери, Страдивари. В поисках чертежей не один год приходилось сидеть в библиотеках, а иногда инструменты создавались после изучения старинных гравюр! Похожая история была и с добыванием старинных нот. По словам руководителя ансамбля Insula Magica Аркадия Бурханова, за эти годы, начиная с 1981-го (время создания коллектива), ноты отыскивались в архивах библиотек и музеев, заказывались и с большим трудом привозились из-за рубежа, «переснимались» с дефицитных польских и венгерских пластинок... Однако все это, судя по благодарным откликам сегодняшних слушателей, было не зря. Интерес к старинной музыке - эпохи Средневековья, барокко, Ренессанса - огромен. Особенно это заметно в Украине.

Всеукраинский тур «Львов - Ужгород - Дрогобыч - Луцк - Полтава - Сумы» тому доказательство. С интересом воспринимают такую музыку и в Западной Европе. Кстати, европейцы исполняют те же произведения очень строго, холодно, рационально. Но когда слышат «русское» эмоциональное, душевное исполнение, говорят: «Вы открыли для нас нашу музыку!» Будучи закрытыми, типично западными музыкантами, они не перестают удивляться умению русских музыкантов «открываться» публике во всю широту души своей. «Мы же не перестаем восхищаться открытостью славянской публики», - сказал Аркадий. А по словам Уты Гедике, именно к такой фантастически душевной, с «большим сердцем» и к умеющей слушать публике они обязательно приедут еще раз. Так что до встречи на следующем Бах-фесте!

Юлия Лесина


* * *


Газета "Данкор" 23.10.2009

Первый прошел…
Первый концерт ежегодного фестиваля камерной и органной музыки «Bach-fest» состоялся 18 октября в зале областной филармонии.

<b>Кирилл Стеценко</b> не только скрипач, но и советник министра культуры и туризма Украины. Кирилл Стеценко не только скрипач, но и советник министра культуры и туризма Украины.
К сожалению, народу было не много. К сожалению потому, что выступал потрясающий музыкант — скрипач Кирилл Стеценко. Его виртуозное исполнение баховских партит и сонаты вызвало бурные овации присутствующих. А демонстрация отрывков из произведений Баха в роковой обработке (автор — К. Стеценко) завершила концерт полным триумфом гостя из Киева.

На фестивале уже выступили вокалистка Наталья Хмилевская и камерный ансамбль "Perola Barocca" из Киева, органист Йохан Труммер из Австрии. Впереди еще три концерта.

Газета "Данкор" 30.10.2009

Полтавская битва на музыкальных инструментах
Три столетия спустя русские и шведы снова сошлись на украинской территории.

25 октября зал Сумской областной филармонии был переполнен: предпоследний концерт «Bach-festa» собрал не только завсегдатаев, но и любопытных.

Еще бы! На сцене — шведский дуэт из камерного ансамбля «Laude Novella» («Новая хвалебная песнь») и камерный ансамбль из Новосибирска «Insula Magica» («Волшебный остров»). Этот творческий тандем образовался не случайно: в программе обоих коллективов — музыка времен Северной войны (русско-шведская война 1700-21гг.), потому российский коллектив и дуэт из Швеции создали замечательный феномен — концерт «Эхо Полтавы». (Кстати, с ним музыканты уже побывали во Львове, Дрогобыче, Луцке, Полтаве.)

Звучали и шведские, и русские произведения: канты, марши, баллады, кантаты… Исполнялись они на удивительных инструментах, копиях исторических: звучали колесные лиры, прадедушка современного гобоя, блок-флейты, виолы-да-гамба, спинет…

Одинаково тепло зрителями воспринимались произведения, воспевающие и шведские победы («Баллада о победе шведов под Нарвой»), и посрамление «цара Питера», и славящие победу русского оружия («Увы, увы рече, ах, Мазепа» и «Бежит, бежит»).

На концерте звучали не только музыкальные произведения и аналогии, но и интересные исторические ссылки, сообщения об авторах музыкальных инструментов — украинском и петербургском.

Зал был заворожен. И хотя на концерте присутствовало много детей, причем маленьких, атмосфера общности великого искусства не нарушилась ничем. Так что можно сказать огромное спасибо ассоциации «Органум» и неугомонному Оресту Ковалю за праздник души.

* По теме: Отцу «Бах-феста» — 60!

29 октября свой юбилей отмечает организатор популярных международных фестивалей камерной и органной музыки "Bach-fest" и "Органум" Орест Коваль.

Орест Романович Коваль родился во Львове в 1949 году, закончил Львовское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1974 г. — Киевскую государственную консерваторию им. П. Чайковского по классу фортепиано, а в 1983-м — по классу орган. Он много лет живет и работает в Сумах.

* * *

Газета "Панорама" 29.10.2009

Осеннее барокко

Музыка фестиваля начала звучать в областной филармонии 18 октября. Открывающим фестиваль музыкантом был скрипач из Киева Кирилл СТЕЦЕНКО. Его исполнение темпераментно и интеллектуально одновременно

На первом же концерте бросилось в глаза возросшее внимание сумской публики к классической музыке. Привыкли люди! В программе первого концерт — исключительно музыка Баха, классическое барокко в наиболее чистой форме.
ГОСТИ И ХОЗЯЕВА. Органист из Австрии Иоган Труммер и продюсер фестиваля Орест КовальВторой концерт не хуже, но иной. Киевский камерный ансамбль Perola Barocca и вокалистка Наталья ХМИЛЕВСКАЯ исполняли произведения композиторов разных стран мира, но программа получилась удивительно цельной, выстроенной. Так считают профессиональные музыканты, которых в зале было немало.

Следующий концерт провел Иоганн ТРУММЕР, органист из Австрии. Фестиваль, названный именем Баха, немыслим без органа, и теперь мы можем слышать наш инструмент. Музыке Баха было посвящено все второе отделение концерта, в первом — другие композиторы. Выступление Иоганна Труммера было вдохновенным и добросовестным. Он не только исполнитель, но и имеет публикации по вопросам литургии и музыки, истории австрийской церковной музыки и вокала. В общем, серьезный и глубокий человек, что ощущается в его игре. Что касается самого органа, то некоторые считают, что после переноса и переделки инструмента звучание стало не то. Не будем судить.

Подхватили эстафету скрипач Назар КОЖУХАРЬ из Москвы и Елена ЧУПАХИНА из Санкт-Петербурга (клавесин). Правда, ее инструмент немного «простудился» от сырости, и продюсер фестиваля Орест КОВАЛЬ уговаривал его, обращаясь как к живому. Инструмент внял просьбам — и музыка прозвучала.
Один слушатель сказал: «Бах неисчерпаем. Его музыку играют столетиями, не повторяясь»

Самый необычный концерт состоялся 25 октября. Совместно выступали два камерных ансамбля: Laude Novella из Швеции и Insula Magica из Новосибирска. Играли на множестве инструментов, в том числе старинных. Вокал Уты ГЕДЕКЕ многих покорил. Вся программа была посвящена теме Полтавской битвы — войне и всему, что с ней связано (бравада, героизм, горе). Одна песня была посвящена шведской победе под Нарвой, причем публике сказали, что ей бы не очень понравился дословный перевод. Один из слушателей заметил, что есть особая прелесть в том, что не понимаешь язык. Тогда слушаешь только музыку, ничто не отвлекает. А закончился концерт песней на стихи Ивана Мазепы — нечто вроде комплимента принимающей стороне.
Впереди еще джазовый вечер, но о нем — особо.

Алексей Сикорский


 

тЕКФЙОЗ@Mail.ru